|
Моторные масла. Что и для чего.
Одним из
определяющих условий эксплуатационной надежности работы агрегатов автомобиля
является использование качественных смазок и масел. Слегка изменив известный
рекламный слоган фирмы "Мобил", мы получим истинное утверждение:
"Моторное масло - главная деталь в вашем двигателе".
Следует осознать, что правильно выбранные высококачественные масла последних
поколений реально улучшают работу двигателя. Не нужно быть механиком, чтобы
понимать, что установка под капот вашего автомобиля агрегата от
"Даймлер-Бенца" или "Крайслера" - задача практически
невыполнимая (если, конечно, ваш автомобиль не украшен "звездным" знаком
указанных производителей).
Но и "Жигули", и КамАЗ легко можно "модернизировать" за счет моторною масла,
являющегося очень важным узлом двигателя, при этом совместимым с любой
конструкцией. Не зря в последнее время ВАЗ в период гарантийного пробега
требует применения моторного масла группы SF - на класс выше, чем раньше, при этом не изменив
не слишком "свежую" конструкцию двигателя. Здесь позволительно не уточнять
марку масла и фирму-производителя, т. к. в этом случае может применяться любое,
имеющее аналогичный уровень эксплуатационных свойств.
Современные моторные масла должны выполнять ряд функций, из которых основными
являются: разделение движущихся деталей, охлаждение горячих поверхностей,
смывание и удаление загрязнений, а также гарантированная защита от коррозии.
Функция разделения деталей должна обеспечивать легкий пуск двигателя при низкой
температуре - с одной стороны, и высокую прочность масляной пленки на горячих
деталях - с другой. Наличие такой пленки определяет, в основном,
противоизносные свойства, а в местах ее разрыва вступают в действие
антизадирные присадки.
Моющие свойства - это способность поддерживать чистоту поршней, картера,
маслопроводов и фильтров за счет удержания в масле в виде мельчайших частиц
нерастворимых веществ, без отложения на деталях двигателя.
Антикоррозионные свойства позволяют защитить детали от химических воздействий
за счет щелочности масла, особенно при работе двигателя на топливах с
повышенным содержанием соды. С щелочностью также связана и сопротивляемость окислению самого
моторного масла, т.е. сохранение его свойств в период между сменами. По уровню
эксплуатационных свойств в системе ГОСТ и API моторные масла делятся на группы,
которые обозначаются буквами алфавита - чем дальше стоит буква от начала
алфавита, тем выше качество масла. По ГОСТУ марки отечественных моторных масел
начинаются с буквы "М" (что значит "моторное", а не код группы!), за
которой следует двойное обозначение вязкости, разделенное знаком дроби (для
всесезонных масел), и завершается буквенным обозначением группы с индексом 1 -
для бензиновых или 2 - для дизельных двигателей.
Зарубежные производители автомобилей в инструкции по эксплуатации указывают
необходимый для данной модели уровень эксплуатационных свойств моторного масле
по классификации API и вязкость по системе SAE. Группа эксплуатационных свойств
моторного масла по АРI, обозначаемая буквами латинского алфавита, обычно
относится к моделям автомобилей, выпуск которых начался с такого-то года.
Принцип обозначения тот же - чем дальше буква от начала алфавита, тем для более
совершенных и, как правило, форсированных двигателей пригодно это масло.
Американский нефтяной институт (API), входящий в систему стандартизации США,
маркирует масла символом в виде круглого штампа, в верхней части которого
помещены коды API, а в центре указана вязкость по SAE. Такой знак на фирменной
упаковке - гарант качества продукции, он удостоверяет, что продукт прошел в
лабораториях и на моторных стендах института (API) комплексные испытания на
соответствие свойств данного масла эксплуатационным требованиям, предъявляемым
к очередным поколениям двигателей.
Коды классификации API указываются также на упаковке отдельной строкой и
начинаются с букв "S и "С". "S" - для бензиновых двигателей, а "С" -
для дизельных.
Ведущие фирмы выпускают моторные масла следующих групп по АРI: SG, SH, SJ (для
моделей 1997 года). Для дизельных двигателей: CF, CF-2, CF-4, CG-4, СН-4 (с
1998 года). Универсальные масла, пригодные для обоих типов двигателей,
обозначаются через дробь, например; SJ/CF, CH-4/SJ.
Далее в коде, также через знак "/", может стоять обозначение ЕС, чему
соответствует надпись "energe conserving" ("энергосберегающие") в нижней
половине символа API. Масла, обладающие высокими антифрикционными свойствами,
обеспечивают несколько процентов экономии топлива за счет снижения трения в
самом двигателе. Энергосберегающие масла обычно содержат присадки-модификаторы
трения и имеют относительно низкую вязкость.
Кроме того, на фирменной упаковке может присутствовать значок в виде солнца,
обозначающий соответствие мeждународному классу ILSAC (GF-1 или GF-2, которые
тоже входят в обозначение некоторых масел).
На маслах, выпускаемых в Европе, также указывается соответствие европейским
стандартам ( АСЕА), на некоторых - японским (JASO), а также дополнительным
ужесточенным требованиям ведущих производителей автомобилей - Volvo, BMW,
Volkswagen, Audi (VW), Mersedes-Benz (MB), Porsche. Точно так же на лучших
маслах, ввозимых из США, указывается пригодность их для использования в
спортивных авто - General Motors Corvette - мечте американских
плейбоев-патриотов.
Европейская классификация АСЕА аналогична API: чем дальше буква от начала
алфавита и чем больше цифра при этой букве, тем все более высоким
эксплуатационным требованиям отвечает данное моторное масло (через дефис указывается
год начала действия документа.
А1-, А2-, A3- бензиновые двигатели (соответствуют API S...);
В1-, В2-, ВЗ-, В4- дизельные двигатели малой мощности (на легковых
автомобилях);
Е1-, Е2-, ЕЗ-, Е4, Е5 - мощные дизельные двигатели (на грузовиках).
Высококачественные масла последних поколений реально улучшают работу двигателя
и способны успешно заменить все ранее производившиеся группы масел,
применяющиеся в более старых автомобилях. Но ни в коем случае нельзя поступать
наоборот - например, использовать в старой "Ладе" моторное масло группой ниже,
чем SE, которой соответствует отечественное масло М-5з/10-Г1, указанное в
документации автомобиля. Впрочем, как уже упоминалось ранее, в последнее время
ВАЗ требует для любых моделей применения моторного масла группы SF и выше.
| |
|
Графика и дизайн by 4NDR3Y;
© 2004-2012 TheRacer'sEdge.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Если у Вы хотите поделиться своим опытом с остальными - пишете нам e-mail. Все статьи будут опубликованы.
|
|
|